Дмитрий Кравчук

биография статьи фото контакты

Свободная публикация в Интернете как новое явление в литературе

Доклад на конференции «Литература в Интернете» в РГГУ 19 ноября 2006 года

Стихи.ру, Проза.ру, а также Самиздат Мошкова – в настоящее самые крупные в Рунете сайты со свободной публикацией литературных текстов (коллега Мошков выступает сразу после меня), есть также еще несколько мелких.

Сайты были созданы в 2000 году, Стихи, Проза и Самиздат – практически одновременно и независимо. Стихи и Проза возникли как приложение к литературному конкурсу, Самиздат – как приложение к библиотеке Мошкова. Основная идея очень простая – предоставить авторам возможность публикации своих текстов. Так мы себя и позиционируем. В первую очередь это сервис по хранению текстов, также как Яндекс, например –по поиску, а Мейл.ру –по предоставлению бесплатной почты. Но с появлением этого сервиса возникло некое новое явление: массовый писатель сетевой литературы.


Прежде всего немного статистики

Стихи.ру – 3 млн. произведений, 4.5 млн. рецензий, 100 тыс. авторов; Проза.ру – 300 тыс. произведений, 500 тыс. рецензий, 40 тыс. авторов. В сутки на Стихах публикуется 2.5 тыс. стихотворений, а на Прозе – около 300 рассказов. В сутки через Стихи проходит 20 тысяч человек, через Прозу – 10 тысяч; это больше, чем месячная аудитория всех толстых литературных журналов вместе взятых.

Разница – между стихами прозой обусловлена тем, что поэзия больше подходит под Интернет-формат, прозу писать дольше. И получается, согласно нашей статистике, что средний автор выдает в 8 раз меньше произведений в прозе в единицу времени, чем в стихах (авторы, конечно, разные – кто пишет прозу, кто стихи).

Если считать, что мы взяли всю свою потенциальную аудиторию, а размер Рунета – 20 млн. человек, то получается, что процент любителей писать стихи составляет 0,5, а прозу – 0,16. Попробуем проаппроксимировать эти данные. Если бы в России все граждане были подключены к Интернету, то в абсолютных цифрах поэтов у нас было бы 700 тысяч человек, а прозаиков – 200 тысяч. Вместе почти миллион. В России – миллион поэтов и писателей! Оценка, конечно, грубая, но цифры внушают. А нас здесь всего 50 человек, т.е. пять тысячных долей процента от той аудитории, которую мы представляем.


Является ли все это литературой?

Являются ли сайты Стихи.ру и Проза.ру литературными?

В свое время эксперт Дмитрий Петрович Бак на одном рейтинге литературных сайтов отклонив их, мол не литературные. Отчасти я с ним согласен (но только отчасти). Мы – сервис свободной публикации и публикуем все подряд, нет редакторского отбора и каких-либо критериев качества. Но, с другой стороны, есть молодые и талантливые авторы, которые публикуются только у нас.

Другой уважаемый писатель, Александр Кабаков, председатель жюри Русского Буккера в 2006 году, на недавней Интернет-конференции высказал точку зрения, что «литература по определению элитарна, Интернет убьет литературу, потому что в нем нет преград для графоманов». Собственно, эта точка зрения не нова и высказывается многими представителями профессионального писательского лагеря.

Я бы предложил другой взгляд. Есть литература профессиональная, а есть литература народная. Это – новое социокультурное явление, которое нам подарил Интернет. Современный фольклор. Кстати, многие вещи, присущие фольклору, проявились и у нас на сайте. Например, создание штампов, стереотипов произведения, взаимное цитирование и в более широком плане – коллективное творчество.

Поэтому я бы не советовал филологам и литературоведам бояться нас, ставить клеймо графомании и сразу отправлять на помойку. Лучше изучайте. Профессиональная и народная литература всегда сосуществовали рядом. Правда, сейчас два обстоятельства существенно меняют расстановку сил:

  1. Если во времена Пушкина грамотность населения составляла 5-10%, то сейчас – 100% и у 30-40% жителей России есть компьютеры, а 20% - подключены к Интернету.

  2. Нашими стараниями для публикации в Интернете нет никаких препятствий, и можно сразу же найти свой круг читателей.

В основном представителей литературного цеха смущает то, что потеряна монополия на фильтрацию траслируемых образцов культуры. Любой автор, пишущий тексты ниже среднего, тоже может найти в Интернете благодарную аудиторию, а при должной раскрутке – весьма большую. Но такая ситуация характерна уже давно для нашего книжного рынка, кинопроката – в общем, для культуры в целом, и Интернет здесь принципиально ничего не меняет. Поэтому его опасность для литературы сильно преувеличена.


А что полезного он нам принесет?

Программа-максимум для нас (имея в виду Литературный клуб) – это скопировать оффлайновую издательскую систему в Интернете. Если в оффлайне для издания книжки нужны деньги на печатный процесс и бумагу, то в Интернете можно издаваться совершенно бесплатно. Как в оффлайне, так и в Интернете, просто выпустить книгу мало – нужно донести ее до читателя, для этого провести определенные маркетинговые мероприятия. На наших сайтах работает аналог книжного маркетинга – выставление текстов «на витрину» (то есть на главную страницу) за деньги. Есть даже собственная финансовая система, сайты эмитируют внутреннюю валюту – призовые баллы. Баллы присуждаются за читателей (аналог проданных книг), за полученные отзывы, их можно потратить на рекламу. То есть мы пока что создали игрушечную систему, имитирующую издательский бизнес.

Не хватает одного, но главного – возможности получать деньги за литературу в Интернете. Может быть, поэтому многие литераторы пока еще относятся к Интернету не слишком серьезно, скептически. Но могу раскрыть коммерческую тайну – эту проблему мы тоже скоро решим. Мы разрабатываем систему, которая позволит авторам продавать свои тексты через Интернет. Читатель заходит на страницу, смотрит анонс, а если заинтересовал текст – заплати. Причем столько, сколько установил автор (а не издатель), и в отличие от бумажной книги, где автор получает 2-5% от ее стоимости, у нас он получит почти 100% за вычетом небольшой комиссии, ведь бумагу и краску переводить не надо. Читатель, если захочет, сможет книжку распечатать.

Со временем текстопродажа в Интернете вполне сможет конкурировать с книгопродажей, а может быть, и существенно потеснить последнюю. Конечно, о смерти книги речь не идет, также как кино и телевидение не убило театр. У книги есть свои преимущества. Вопрос заключается в появлении удобных и дешевых устройств для чтения (например, планшетных компьютеров по 100-200 долларов, которые нам пообещал Билл Гейтс, когда приезжал в Москву), плюс вопрос системы приема микроплатежей. Они еще недостаточно развиты, а у в нашей стране – особенно, это и останавливает процесс издания литературы в Интернете как бизнес.

Сейчас многие смотрят на Интернет как на океан бесплатного контента. В этом в том числе и личная заслуга моего коллеги Мошкова. Но не надо думать, что так будет всегда, тенденции направлены в противоположную сторону, например, большинство музыки MP3 стало платной. Конечно, основной контент, классика, знания – все будет доступно бесплатно и свободно, но будет и на нашей улице бизнес. И судя по динамике развития, не более чем через 5-10 лет. Ведь Рунету всего 12 лет.

Более того, Интернет поможет решить и такие проблемы профессиональных литераторов, как отказ издателей их публиковать, поскольку нет спроса на некоммерческую литературу, и недостаточная оплата за качественный, серьезный труд. Давайте попробуем изобразить картину будущего, как это могло бы быть через 5-10 лет. Автор приходит на сайт литературного агентства, регистрируется там, подписывает договор через ЭЦП, защищающий его права. Агентство за небольшую плату депонирует рукопись в едином информационном регистре, раз и навсегда защищая ее от плагиата и нарушения авторских прав. Автору предоставляются дополнительные юридические услуги по защите псевдонима, сюжета, героев.

Далее, он говорит: «хочу получать за каждое прочтение моего произведения 1000 рублей». Мы отвечаем – «не вопрос, наша комиссия составит всего 10 рублей». И пусть этих читателей будет мало, пусть это будет узкая специализированная группа. Мы поможем ее найти, найти для каждого автора своих читателей, а для каждого читателя – своего автора. Для этого нужна глобальная информационная система, это можно реализовать только с помощью Интернета. Соберем для автора деньги, заплатим за него все налоги и перечислим чистый доход на его банковский счет. Автору останется только заниматься творчеством.

Это что касается коммерческих публикаций. Теперь относительно некоммерческих. Уже давно любой желающий может завести свой блог и публиковать все, что угодно, вопрос только в том, будет ли его кто-нибудь читать. Значит, нужно идти на сайты, где встречаются авторы и читатели, как у нас или у Мошкова.

Вообще, путь литературы от автора к читателю кардинально изменился. Если раньше было несколько массовых каналов поставки информации – к примеру, в СССР 1-2 телеканала, десяток газет и несколько сотен наименований книг миллионными тиражами. И чтобы пробиться туда, нужно было долго набирать профессиональный вес, авторитет у редакторов и у государственной системы, то теперь – полная свобода, печатайтесь все, одна проблема – читатель не хочет читать. Литература повернулась лицом к читателю, а в Интернете – особенно. На входе его встречают поисковые системы и спрашивают: «введи строчку, что ты хочешь». Про что спросил, про то и выдают, причем дословно сразу. Для справки: около половины всей нашей ежедневной аудитории приводят поисковики. А вторую половину они привели вчера и позавчера, читателям понравилось и они остались. Так что можно сказать, что роль именно поисковиков, Яндекса, Гугла Рамблера, для литературы в Интернете определяющая. Революция установила диктатуру читателя.

В связи с этим прокомментирую тезис о том, существует или нет сетевая литература. Как известно, все литературные деятели делятся на два лагеря – кто ее признает и кто не признает. Очевидно, что что-то такое существует. Это такая литература, которая быстрее всех подсуетилась и адаптировалась, стала лицом к читателю и выглядит такой, какую он хочет. Плюс поправка на Интернет-формат: если вдвоем с книжкой можно проводить долгое время, то с экраном пока не очень-то комфортно, да и слишком много что отвлекает за компьютером. Поэтому тексты должны быть короткими, броскими, захватывающими, скандальными, вызывающими, цитировать субкультуру интернетчиков – вот, собственно, и основные сетевой литературы. Возможно, что за этим ничего более и нет.

Интернет существенно меняет методы работы литературоведов по окультуриванию населения. Как заставить людей читать хорошие образцы литературы, а не плохие? Если в классической схеме изданий было не так много и каждое могло позволить себе иметь профессиональную редколлегию, фильтрующую и не пускающую все, что выходит за рамки, то в модели «диктатуры читателя» такой возможности нет. Для сохранения культурного уровня нужно строить какую-то другую систему ориентиров, и эта задача нетривиальная, как раз для университетских специалистов.